Альтруизм: беседа с Бахрамом Элахи

Альтруизм: беседа с Бахрамом Элахи

Профессор Бахрам Элахи, более сорока лет серьезно изучающий философию своего отца Остада Элахи - духовного мыслителя, философа, музыканта и судьи, является автором книг, знакомящих широкую публику с учением Остада Элахи о духовном совершенствовании, и все эти годы вел собственные исследования в этой области. В данной беседе он объясняет значение альтруизма в деле самосовершенствования и дает несколько ключей для его разумной практики.     

Какое место занимает альтруизм в духовной практике Остада Элахи?

Культивирование в себе любви к другим является одной из основ подлинной этики. Альтруизм – это один из столпов духовной практики Остада Элахи, куда входят также внимание к Источнику и борьба с повелевающим Я (Остад Элахи называет повелевающим Я ту часть нашего Я, которая велит нам действовать вопреки этическим и божественным принципам и заставляет нарушать права других).   

Как это выглядит на практике?

Великодушная и доброжелательная помощь другим зачастую проявляется в очень простых действиях: во внимательном выслушивании, в искреннем комплименте, дружественном жесте и любом знаке поддержки… Помогать другим можно по-разному: деньгами, делами, словами и даже просто мыслями и намерениями. Уже сам факт культивирования в себе желания сделать хорошее другим и твердое намерение помочь им оказывает позитивный эффект и на других, и на себя, даже если перейти к действию нет возможности. Тот, кто занимается духовным совершенствованием, должен включить альтруизм в свою духовную практику.  

Что нам это дает?

Как правило, доброжелательная помощь другим, какой бы она ни была: материальной, психологической или духовной, полезна нам самим так же, как и другим, и даже больше. Это помогает воспитывать в себе позитивные мысли и быть в мире с самими собой. Кроме того, это позволяет накопить духовный капитал, который мы заберем с собой в другой мир. Ценность этого капитала такова, что в некоторых случаях его становится достаточно для перевода души на высшие уровни. В общем, альтруизм играет определяющую роль в качестве жизни, которая будет у души в другом мире.   

Не парадоксально ли искать в альтруистическом поступке личную выгоду, ведь альтруизм, по сути, должен базироваться на сострадании и любви к другим?  

Альтруизм по обязанности распространяется на всех, а альтруизм из сострадания и любви к другим является добродетелью, которую еще нужно приобрести. Такой альтруизм есть лишь у очень немногих людей, духовно продвинутых, достигших состояния самоотверженности и отрешенности. Пока мы находимся во власти эгоистичного и меркантильного эго – а это случай почти всех нас – любовь, которую мы испытываем к другим, вызвана личной заинтересованностью и является лишь проекцией любви к самим себе. 

Получается, что не так просто отличить альтруизм от эмоции, инстинктивной любви, толкающей нас к состраданию и доброжелательности… 

Человек по природе эгоистичен, но в то же время у него есть альтруистические импульсы, вытекающие из этического импульса. Этический импульс – это импульс СверхОно (Бахрам Элахи называет СверхОно ту часть нашей психики, которая является резервуаром духовных импульсов), которое тянет нас к Благу, побуждает поступать с другими доброжелательно и быть им полезными. Некоторые люди его культивируют, другие подавляют. Самочувствие, возникающее от удовлетворения этического импульса, сильно отличается от самочувствия, возникающего от удовлетворения эгоистического импульса Оно. Так же как радость того, кто спас жизнь человеку или животному, отличается от радости, испытываемой охотником: это чувство гордости, ощущение светлой, глубокой и нескончаемой  радости. Трудно представить, до какой степени люди, жертвующие собой ради других из чистой человечности или с намерением божественного удовлетворения, внутренне успокоены. Как бы там ни было, это тот факт, который каждый может проверить на практике.

Есть ли какие-то условия для практики альтруизма?

Для того чтобы наши альтруистические поступки имели оптимальный эффект, нужно обращать внимание на следующие моменты:

  • Всеми силами стараться избавляться от меркантильных намерений, то есть поступать бескорыстно, ничего не ожидая взамен, скромно, без хвастовства, стараясь не задеть того, кому помогаем и не дать ему почувствовать себя обязанным. В любом случае, считается не столько то, что мы делаем для других, сколько намерение, с которым мы действуем.
  • Исходить из контекста и помнить о чувстве меры. Если мы, к примеру, готовы помочь кому-то, мы должны учитывать собственную ситуацию и имеющиеся в нашем распоряжении средства, стараться не ущемить права людей, зависящих от нас, не причинить ущерба другим людям и не обременить третьих лиц.
  • За исключением веских обстоятельств, не навязывать свою помощь, а предлагать ее, уважая другого и его желания, не осуждать его и не наполняться чувством превосходства. Здесь важно уважать достоинство и свободу другого человека. 

Что делать, если не испытываешь сострадания естественным образом и скорее безразличен к положению других?   

Чтобы помогать другим, мы должны культивировать в себе предрасположенность желать другим добра. Это естественным образом заставляет нас быть полезными другим и бескорыстно оказывать им помощь. Если это не происходит естественным образом, тогда единственное средство замотивировать себя – это заставить себя практиковать альтруизм из человечности, а если мы верим в Бога, то ради божественного удовлетворения. Лучшая стратегия заключается в том, чтобы ставить себя на место других, так, чтобы хорошо понять их потребности и проблемы.

Альтруизм часто понимается как озабоченность проблемами общества, включенность в разные дела, помощь людям, которые в ней нуждаются. Вы понимаете его так же?   

Разумеется, все перечисленное относится к альтруизму. Например, тот, кто берется за улучшение условий жизни себе подобных или выступает в защиту животных, совершает альтруистические поступки. Однако в практике альтруизма приоритетной является помощь близким людям, тем, кто находится рядом с нами ежедневно: супруг, дети, родители, соседи … Нужно стараться, к примеру, быть поддержкой для своего супруга, ставить себя на его место, брать на себя обязанности, чтобы облегчить его долю, не обманывать и т.д.  

Но как можно культивировать в себе бескорыстие, если мы, по Вашим словам, находимся во власти меркантильного и эгоистичного эго? 

Повседневная жизнь и в семейном, и в профессиональном плане является золотым дном для культивирования бескорыстия. Мы должны ожидать, что другие не всегда будут замечать то, что мы для них делаем, будут проявлять неблагодарность, а иногда и злоупотреблять нашим великодушием. В таком случае речь идет о своего рода тесте, позволяющем проверить искренность нашего намерения. Для  того, чтобы реализоваться, любое стремление к добру должно преодолеть препятствие.