Ложные предубеждения![]() Статья Скр показывает, чем может стать практика этики для того, кто работает над своим совершенствованием. Представленные здесь банальные сцены повседневной жизни дают возможность оглянуться на самих себя. Независимо от того разделяем мы анализ автора или нет, его подход показался нам интересным: интроспективный взгляд, приводящий к осознанию его эмоций и являющийся трамплином для этического выравнивания мысли и поведения.
Сцена №1Я еду в метро, являющемся частью моей повседневной парижской жизни. В общем и целом всё достаточно удобно. В поезд входят несколько молодых людей. Они немного шумят, но ничего ужасного не делают. Очевидно, что они не из престижного района столицы, а откуда-нибудь с окраины. И вот пережив минуту страха, в которой трудно признаться, я почувствовал к ним некоторое презрение. Что произошло? Я всё-таки не расист и понимаю, что все мы люди, сделаны из одного теста, возникли из одного источника. Тогда что? Как в меня могло проникнуть это чувство? Начать с отделения поступков и людей, с напоминания себе о человеческом достоинстве, о божественной частице, имеющейся в каждом. Затем вставить поступки в их контекст. Очевидно, что слушать музыку в метро не очень скромно. Предположим, что так. Но ведь и ничего ужасного в этом нет. Они ещё подростки и нужно, чтобы юность прошла. Что касается хвастовства в способности запугивать кого-то, то и в этом нет ничего особенного. Юнец всего-навсего пускает пыль в глаза товарищам. А что касается моего страха, то он не обоснован. Реальной опасности не было. И даже если бы это представляло реальную опасность, я нахожусь в руках божьих. Не надо обобщать. Эти молодые люди такие, как и другие, такие же, как и я в молодости. Как я мог так быстро забыть об этом? И сколько среди них имеют чудесный характер, который мог бы вызвать у меня восхищение? Сцена № 2В настоящее время я учусь в аспирантуре. Когда я только пришёл, я был достаточно расслаблен. Но через несколько лет из-за гнёта и стресса я стал более напряжённым и временами испытываю негативные эмоции. Я учился в Университете. Другие аспиранты закончили высшие школы. На днях двое из них, оба моложе меня, говорили о своей работе. Из их разговора я понял, что они пользовались теоретическим инструментарием, использовать который у меня никогда не было возможности. Я испытал негативное чувство, близкое к зависти и злости. Из-за их внешнего вида и поведения я приклеил им ярлык «напыщенные-студенты-высших-школ». Зависть, относящаяся к теоретическому инструментарию, была абсурдом, поскольку отсутствие этого инструментария позволило мне продвинуться в других направлениях. То, что они моложе меня, это же очень хорошо, у каждого своя дорога. Что касается злости, вызванной тем, что они являются выходцами высших школ, то она отвратительна, абсолютно вредна, как для них, так и для меня. Вполне возможно, что со временем в них появилось некоторое самодовольство, которое я смог уловить. Но, честно говоря, даже если это и так, это не даёт мне права судить их за это. Они такие же создания Бога, как и я, у них есть достоинство, и я должен их уважать и относиться доброжелательно. Моё чувство было особенно тяжёлым из-за того, что они всегда были благожелательно настроены ко мне и, наверняка, имели много достоинств. Теперь я стараюсь быть исключительно доброжелательным с ними, и это уже принесло кое-какие плоды. ЗаключениеКраткий анализ двух сцен повседневной жизни привёл меня к следующему выводу: предубеждения – предубеждения по отношению к молодым людям из пригорода, предубеждения по отношению к студентам высших школ – могут затронуть благонамеренных людей. Предубеждения могут незаметно проникать в мысли и эмоции и окрашивать в негативные тона наше видение мира и других людей. Нужно помнить о том, что все люди созданы из одного источника; что все имеют право на уважение достоинства и что нужно вести себя доброжелательно. Однако следует быть внимательным и не впадать в наивный оптимизм. Некоторые поступки вредны и с этой точки зрения достойны осуждения. Нужно уметь их узнавать, но не доходить до осуждения человека: не наше дело судить, это не наша роль и не в наших силах. Некоторые группы людей могут принимать законы, не являющиеся этическими. Но и здесь нужно осуждать дела, но не людей и воздерживаться от поспешных обобщений, которые мы выводим под влиянием окружающей среды и эмоций. Наконец, все общества являются разными и могут способствовать возникновению особых пороков и качеств. Но разве разнообразие обществ, обеспечивающее многообразие ситуаций, не является фактором, необходимым для нашего духовного и морального совершенствования? Автор Scr http://www.e-ostadelahi.fr/eoe-fr/d%E2%80%99insidieux-prejuges/ |