Остаться собой

Остаться собой

Напомним, что учение Остада Элахи основано на личной работе по самопознанию, но в смысле не личного развития, а духовного. Однако как только мы попытаемся практически опробовать его и взяться за духовную работу по самосовершенствованию, мы столкнёмся с несколькими видами сопротивления.

Что касается меня, то с тех пор, как я пытаюсь бороться с помощью различных практик со своими недостатками и развивать человечные качества и веру, я наблюдаю один и тот же процесс: вначале каждой новой практики у меня высокая мотивация, концентрация на цели, и я прилагаю усилия без особых проблем. Однако вскоре моё внимание ослабевает и по истечении нескольких недель, если я не получу помощь со стороны, я вновь впадаю в небрежность.

Я размышляла о том, почему я была такой слабой и почему не смогла стать более сильной и твёрдой. Некоторые причины напрашивались сами собой. Они могут быть отнесены к разряду внутренних, к которым относятся такие недостатки, как небрежность и лень. Но я обнаружила и внешнюю причину, о которой мы зачастую не думаем, но которая, если не обращать на неё внимания, может быть серьёзным препятствием в этической практике. Речь идёт о влиянии среды, отвлекающей нас от духовной и этической цели.

Приведу несколько примеров. Возьмём понимание необходимости не глумиться над правом других людей и не причинять им вреда. Я неоднократно брала практическую программу по борьбе со злословием, твёрдо решая больше не участвовать в сплетнях, свидетелем которых ежедневно являюсь, главным образом, в профессиональной среде. Я также старалась быть позитивной и вместо того, чтобы видеть в других одни недостатки, искать достоинства. А для усиления веры я ставила перед собой задачу стараться думать о Боге несколько раз в день.

Каждый раз при выполнении этих практик я испытывала одно и то же ощущение. Мне казалось, что я плыву против течения, что я одинока со своими духовными и этическими чаяниями в среде, где в направлении, противоположном моим стремлениям, идёт всё или почти всё: коллеги, часть друзей, семья, масс-медиа, общество, короче, вся среда, в которой я эволюционирую. Необходимо отметить, что общая тенденция заключается скорее в злословии, чем в доброжелательных разговорах, и что мы смеёмся или усмехаемся над слабыми точками и недостатками других охотнее, чем восхваляем их достоинства. Что касается укрепления веры в Бога, то это почти что аберрация и случаи, когда этот вопрос положительно упоминается в разговоре, радиопередаче, по телевизору и т.д., остаются исключением.

В действительности, какой бы ни была устанавливаемая нами практика, рано или поздно, она поставит нас перед проблемой «влияния среды». Поэтому мне кажется, что при ведении любой практики настоятельно необходима небольшая самопроверка: в какой степени я подвержен влиянию и нахожусь под влиянием своего окружения, общества и духа времени? Способен ли я почувствовать антиэтические влияния и противостоять им?

Осознание влияния среды

Несколько тестовых вопросов: способен ли я в течение нескольких дней сопротивляться злоречивым разговорам? Вызваны ли мои заботы и желания влиянием тех, кто меня окружает? Хочу ли я быть похож на них, хочу ли я им нравиться? Настолько ли важен для меня их взгляд, чтобы от него зависело моё поведение?

К примеру, если сегодня я подавлена тем, что мне перевалило за тридцать, не является ли это знаком, который должен меня насторожить? Не довлеет ли сейчас надо мной распространённое мнение о том, что молодость является главнейшим достоинством человека? Я ведь знаю, что если старость и означает потерю силы и жизнеспособности, то она значит ещё и приобретение зрелости, мудрости и спокойствия. В таком случае, откуда эта скрытая хандра? Как иначе объяснить это, если не видом заражения?

Осознание такого влияния является первым шагом в самопознании и способе самовооружения, чтобы стать твёрже и оставаться собой. Не будем обольщаться, сопротивляться влиянию среды действительно очень трудно, поскольку давление является постоянным, и по мере нашего продвижения по жизни мы постепенно принимаем цвет среды и приходим к тому, что принимаем её желания и ценности и имеем те же требования. Например, у многих моих друзей есть дом и двое детей и, естественно, я стала хотеть того же… но действительно ли в таких важных решениях я следую собственной воле, а не поддаюсь давлению общества? Более поверхностно, но не менее показательно то, что я стала присматриваться к косметике Диора, а не к более дешевым маркам, к которым раньше у меня не было никаких претензий... Не потому ли так происходит, что мои новые коллеги являются фанатами моды и люксовых марок? Увлекающиеся новыми технологиями могут задаться тем же вопросом в отношении последних электронных открытий, не так ли? Я заметила и то, что оказавшись в окружении людей с топорным языком, я и сама стала менее щепетильной на этот счёт.

Бесспорно, среда оказывает на нас влияние, и её воздействие очевидно даже в наших фрустрациях. К примеру, решив выйти замуж за одного, я отказываюсь от всех остальных. Таким же образом, решив духовно работать над собой, рано или поздно я буду вынуждена отказаться от некоторых, возможно, более материальных вещей. Поэтому если я фрустрирована и дошла до того, что уже почти жалею о выполнении своего этического долга, то произошло это из-за внешнего влияния. Я смогла проверить это на банальной ситуации, касающейся решения предпочесть право родителей на спокойный отпуск. Нужно действительно проявить твердость во всех испытаниях, чтобы тебя не одолевало чувство фрустрации во время рассказов некоторых друзей об их чудесном отпуске на другом конце мира в то время, как мы сами приняли решение в этом году сделать приятное родителям, которых мы никогда не видим, и провести с ними несколько дней, чтобы они могли побыть с внуками. Разумеется, это не означает, что нужно обязательно отказываться от отпуска с супругом в пользу его родителей. Это был выбор, который я сделала в тот момент в той ситуации.

Я привела лишь несколько примеров, показывающих, насколько сильным является давление среды. Впрочем, оно не всегда негативно, и каждый из нас наверняка знает примерных людей, являющихся образцом достоинства и порядочности, и ни за что на свете нам не хотелось бы, чтобы они уличили нас в грубости или злословии. Но если влияние оказывается негативным, ему нужно сопротивляться и твердо продолжать практику. А для этого нужно, прежде всего, быть уверенным в том, что это возможно.   

Оставаться собой и сопротивляться влиянию среды: подводные камни

Когда я осознала негативное влияние на меня тех, кто меня окружает, моей первой реакцией было осуждение всего мира, других, общества и т.д. Как же, ведь я жила в прогнившем мире и только он был ответственен за мою неспособность оставаться твердой в духовной практике.

Вполне очевидно, что такая поза является совершенно несоответствующей и бесполезной.   Прежде всего, это ещё и способ находить удовольствие в некоторой депрессии, делающей невозможной всякую работу над собой и мешающей замечать всё положительное, что может быть у других людей. Остад Элахи показал, что естественная духовность практикуется именно внутри общества и что общество является плодородной почвой для того, кто пытается развить в себе этические и духовные добродетели. Это первая причина, почему не следует недооценивать среду, в которой мы развиваемся. Кроме того, если человек, заинтересованный в совершенствовании собственной души, продолжает упорно смотреть на других негативным взглядом, это значит, что он забыл о том, что главным предметом своей работы является он сам. Это значит забыть, что становление настоящим человеком начинается с борьбы с собственными недостатками. Это значит быть одержимым соломинкой в чужом глазу, а в своем не замечать бревна. Всё это очень напоминает уловки нашего повелевающего я, направленные на отвлечение нас от главного.

Во-вторых, меня прельщала другая реакция на такое открытие – стратегия отхода. Если другие были настолько вредны, мне нужно лишь порвать с ними. Но ведь порвать с остальным миром, это не просто невозможно, но еще и нежелательно, поскольку, как мы только что говорили, духовность практикуется внутри общества и именно конфронтация с миром может рождать и развивать добродетели. Нет ничего проще, чем не злословить, живя в одиночестве, и быть позитивным, ни с кем не сталкиваясь. Победы без борьбы не бывает!

В-третьих, убеждённая в том, что другие часто ведут себя антиэтично, я решила не им позволять влиять на меня, а самой на них влиять. Я собралась их менять! И вот я превратилась в важную проповедницу этики, наставляющую и морализирующую, с подчеркнутой доброжелательностью вопрошающую людей о том, действительно ли они считают, что хорошо так сплетничать и критиковать, как они? Нужно ли уточнять, что и этот опыт был недолгим? Я стала совершенно невыносимой и очень быстро отдала себе отчет в том, что вести себя таким образом не только абсолютно бесполезно, но даже смешно и к тому же это уводило меня от моей главной задачи, которой была работа над собой.

Я вновь вернулась к основам естественной духовности. Духовность – это дело личное и интимное. « Причина всего происходящего с нами находится в нас самих», - говорит Остад Элахи. Что означает эта фраза в данном контексте? То, что если я попадаю под влияние среды, значит, во мне есть рецепторы для такого влияния. Если антиэтические тенденции моего окружения оказывают влияние на меня, значит, у меня не только не закрыта для них дверь, но и напротив, какая-то часть меня наслаждается ими и именно с этой частью нужно бороться для развития этических и божественных добродетелей.

Мои ошибочные пути, по меньшей мере, заставили меня понять то, что нет ничего неотвратимого, и что давление среды на меня зависит от моей воли и моих поступков. Я сама должна отбирать то, что попадает в мой ум.

Прежде всего, важно всегда помнить о своей подлинной природе. Это очевидность, но если я хочу оставаться собой, мне нужно знать, кто я такая и чего мне ожидать от себя. Вопрос широкий, но можно попытаться подойти к нему просто и прагматично.

Я прекрасно осознаю, что самопознание является одной из целей духовного совершенствования. Я далека от полного знания себя, но, тем не менее, кое-какие мысли о себе у меня есть: я являюсь двухмерным существом, состоящим из тела, а также, и главным образом, из духа, который продолжает жить после смерти тела и имеет потенциал соединения с Источником. «Я» того, что «я есть», и является духовной частью моего существа. Именно об этом духовном измерении я и должна себе постоянно напоминать для того, чтобы противостоять негативному влиянию среды (негативному по отношению к этической норме, к которой я стремлюсь). Сам факт того, что я вспоминаю об этом, имеет очень конкретный эффект на ранжирование моих приоритетов. Если я помню о том, что являюсь духовным существом, то что мне от того, что я физически старею или не имею к пятидесяти годам часов Ролекс?

Затем нужно вспомнить о своих духовных задачах. Каждый сам хозяин задач, которые себе ставит. Для того, кто решает совершенствоваться с духовной точки зрения, цель заключается в том, чтобы научиться познавать себя, развивая в себе божественные и этические качества и борясь со слабыми точками, чтобы или стать лучше как человек, или же – для тех, кто верит – подготовиться к лучшей жизни в другом мире, а также приблизиться к Богу, к Источнику. Держание в уме этих задач, даже если они очень общие, имеет решающее воздействие на нашу восприимчивость к негативности среды, на «проницаемость» упомянутой выше мембраны.

Например, если я помню о том, что уважением прав других и старанием не причинить им ущерба я подготавливаю свое духовное будущее, мне будет легче сопротивляться подавляющему большинству сплетников. Если я убеждена в том, что каждое мое усилие является шагом, приближающим меня к цели, делать эти усилия становится легче, в какой бы среде я ни находилась. Это вопрос мотивации. Чем значительнее моя мотивация, тем выше моя способность быть внимательной к своим действиям, своему поведению и своим мыслям.

Оставаться собой и сопротивляться влиянию среды: мысли

Осознать, что у нас есть сила для сопротивления

Два волшебных слова: сознание и воля.

Если мы позволяем негативно влиять на себя и если нами овладевают преимущественно материалистические мысли, это происходит потому, что мы недостаточно внимательны и не фильтруем то, что проникает в наши мысли. Это происходит так, как если бы между нашими мыслями и средой была тонкая более или менее проницаемая мембрана. Если я о ней не думаю, проникает всё, и я позволяю влиять на себя: если мое окружение является позитивным, то позитивно, в противном случае – негативно. Но если я обращаю внимание на свои мысли, на то, что проходит через них и их наполняет, тогда я могу оказывать влияние на эту мембрану и этот отбор. Я могу выбирать и принимать лишь то, что для меня благоприятно.

Для того чтобы воздействовать на избирательность своей мысли, достаточно одного щелчка, одного мгновения ясности и небольшого умственного усилия. Нужно остановиться и, к примеру, подвести итог некого момента Х, сделать небольшое взятие пробы своей мысли, как делают взятие крови, и проанализировать ее: что сейчас мной владеет? Чем я озабочен в данный момент? Соответствует ли Этике то, что я сейчас говорю? Соответствует ли мое поведение моим глубинным стремлениям? Какую цель я сейчас преследую?

Когда мы постараемся сделать это ментальное усилие, мы поймем, что это не так сложно осуществить в данный момент. Гораздо сложнее работать над влиянием общества на наш ум в долгосрочной перспективе, твёрдо и постоянно. Я обнаружила, что средство, способствующее достижению этой цели, заключается в развитии духовного взгляда на себя.

Развитие духовного взгляда на себя

Вот несколько пунктов, позволяющих развить это духовное видение:

В конечном счете, мне кажется, что две эти цели неразрывно связаны с мыслью о том, что нужно осознавать свою ценность и достоинство и отдавать себе отчет в том, что позволяя окружающей негативности воздействовать на нас, мы опускаемся. Чтобы плыть против течения, нужно, чтобы мы могли внутренне гордиться собой, своей природой, своими целями. У меня есть духовные и этические стремления, и я горжусь этим. Некоторые ищут власти, денег, чувств, увлечены политикой, спортом, модой и т.д. Очень хорошо, это их выбор, и они не стыдятся своих страстей. Они совершают поступки, чтобы достичь своих целей, чтобы проживать свою страсть. Я думаю, что нужно иметь такое же состояние духа и действовать. Я обязана гордиться собой, принимая все свои особенности и приоритеты. Для меня первостепенно ни накопление материального богатства (даже если его накопление и не является проблемой), ни стремление нравиться другим, ни их обольщение (даже если мое поведение может привлекать сердца). Я стремлюсь к тому, чтобы стать настоящим человеком. И страсть во мне вызывает Этика.

Чтобы сформировать внутреннюю гордость и получить силу, которая позволяет мне быть более твердой, ценным подспорьем является ментальная позиция, заключающаяся в поиске божественного удовлетворения в моих делах и мыслях, в напоминании себе о том, что я стараюсь нравиться Ему, а не другим, а также, когда я чувствую себя немного потерянной, как маленькая рыбка, плывущая против течения, в напоминании себе о том, что я не одна плыву в этом направлении, и Он постоянно находится рядом. Если нам удастся реально ощутить это духовное присутствие рядом с собой, мы становимся более внимательными к происходящему внутри нас, к нашим мыслям и поступкам. После этого нам легче сопротивляться и отбирать из окружающей среды лишь благоприятное для себя и пропускать мимо все остальное.   

В качестве заключения мне хотелось бы предложить два небольших практических упражнения:

  • Раз в день я идентифицирую одно стремление или желание, возникающее во мне, и пытаюсь выяснить, чем оно вызвано: соответствует ли оно моим духовным целям или обусловлено другими людьми?
  • Раз в день я фиксирую внимание на своих мыслях: позитивны ли они и соответствуют ли этическим принципам или же являются негативными и антиэтическими?

Автор Клод БГ

http://www.e-ostadelahi.fr/eoe-fr/rester-soi-meme/


Из практики

Практика практике рознь

Что на самом деле мы понимаем под практикующим человеком? В разговорном языке, когда говорят о практикующих, обычно имеют в виду людей,  «практикующих религию», то есть соблюдающих свод ритуалов и предписаний: молитвы, посты, правила... подробнее »

Усилие как результат

Усилие обычно определяют как совокупность энергии, затрачиваемой на достижение поставленной цели. Поскольку часто говорят, что «без усилий нет результата», тогда должно быть верно и обратное утверждение: «усилие обязательно должно иметь... подробнее »

Поиск верного решения: математика и духовность

«Если твоим намерением является божественное удовлетворение, и ты отбросишь свои обиды и страсти, у тебя автоматически появится рассудительность». Малек Джан Немати (из книги Malek Jan , La vie n ’ est pas ... подробнее »