Подавление без размышления лишь разрушает душу

Подавление без размышления лишь разрушает душу

Подавление: не договариваться с повелевающим я

Согласно Остаду Элахи, работа по совершенствованию проходит главным образом через практику этики. Если я хочу совершенствоваться, мне нужно вести себя таким образом, чтобы мои поступки, моё поведение, мои слова и мои мысли были этичными во всех отношениях. Дело трудное, но, тем не менее, это то, к чему мы должны стремиться. Ведь работа по совершенствованию есть ничто иное, как совершённое для достижения этой цели усилие.   

Начав практиковать, мы очень быстро замечаем, что этическая работа – это, прежде всего, борьба. Работать – значит совершать усилия. Стало быть, когда мы говорим об этической работе, мы говорим не о том, чтобы жить, основываясь на своём первоначальном воспитании и своём естественном темпераменте, но и о том, чтобы стараться прогрессировать и улучшаться.

Таким образом, этическая работа в первую очередь состоит в отвержении или подавлении импульсов, идущих от того, что Остад Элахи называет повелевающим я. Речь идёт, к примеру, о том, чтобы пресечь злословие или оскорбительное замечание, приходящее в голову для отмщения человеку, причинившему мне боль; о том, чтобы пресечь себя, когда хочется взглянуть на чужую переписку, задать срывающийся с языка бестактный вопрос, передать сплетни для привлечения к себе внимания; о том, чтобы наступить на гордыню и постараться искренне принять обоснованную критику. Примеры можно продолжать до бесконечности.    

Однако этическая работа не ограничивается воздержанием от совершения зла. Она заключается и в том, чтобы творить вокруг себя добро: помогать другим материально, психологически и даже духовно, быть позитивным, мужественным, активным и полезным в обществе, быть признательным другим за то, что мы от них получаем… Но здесь, поскольку речь идёт об этической работе и о выходе за пределы того, что мы склонны делать естественным образом, мы сталкиваемся с другим видом принуждения, видом инверсионного подавления, подавления импульса, вдыхающего в нас позитивную энергию и поддерживающего в том, что мы должны делать: стараться помочь кому-то из чувства долга тогда, когда нет такого желания; стараться защитить своё право тогда, когда хотелось бы уступить в силу слабости или трусости; стараться действовать и искать решение, когда теряешь веру в себя; прекратить накручивать чёрные мысли;…       

В моменты, когда повелевающее я нападает на нас в виде агрессии или депрессии, не может быть и речи о том, чтобы вступать с ним в диалог или пытаться его убедить, поскольку малейший заход на переговоры сможет стать для нас фатальным. Нужно собрать всю волю, приложить все силы, чтобы противостоять; кричать громче, чем оно, чтобы его заткнуть; не дать ему действовать, заставить отступить и, если потребуется, хорошенько дать ему по морде.

Помимо подавления – размышление

Если подавляющая борьба и является необходимой в самом разгаре бури, она, тем не менее, совершенно недостаточна и малоэффективна. Ведь какими бы ни были наши усилия, импульс в той или иной форме вернётся вновь. В результате своего морального воспитания я, к примеру, могу заставить себя не говорить и даже не думать плохо о человеке, которого не люблю и чьё поведение не выношу. Но подавление этого негативного чувства вовсе не позволяет мне с ним справиться. И если однажды этому человеку вздумается повести себя чуть более неприятно, чем обычно, то нет сомнений в том, что весь накопленный и до сих пор сдерживаемый негатив вырвется у меня наружу с удесятерённой силой. Другой пример: усилием воли я могу сдерживаться, чтобы всегда вести только позитивные разговоры и запретить себе жаловаться. Но если я и не пойду дальше размышлений, повелевающее я найдёт другой путь для проявления (депрессия, уныние, чувство всеобщей несправедливости, а также догматизм и чувство превосходства по отношению ко всем, кто ведёт негативные разговоры). Когда же мы работаем над собой, проявления повелевающего я рассматриваются не сами по себе, а как более серьёзные симптомы дисфункций, которые нужно вскрыть. К примеру, тот факт, что человек постоянно жалуется и видит всё в чёрном цвете, может оказаться симптомом более глубокого расстройства: неуместных требований и слишком высокого мнения о своих заслугах. Следующие примеры позволят лучше понять эту мысль:

  • Я испытываю желание позлословить об одном человеке. Поскольку я знаю, что злословие противоречит этике, я сдерживаю себя («подавляю» желание злословить). Позже анализируя причины этого импульса, я замечаю, что он является для меня способом компенсации полученных от данного человека насмешек, от которых я не смог защититься. В момент, когда я терпел эти насмешки и не мог на них ответить, я думал, что проявляю душевное благородство и нахожусь выше всего этого. Желание позлословить вскрыло, что на самом деле я не ответил из-за слабости и трусости. Таким образом, я смог подойти к черте характера, о наличии которой не подозревал и на которой теперь могу сосредоточиться, чтобы двигаться вперёд. С тех пор, подавляя импульс злословия, я делаю это со знанием причины. Я представляю себе недостойность такого поступка (отыгрываться и мстить постфактум, когда человека уже нет рядом), и это помогает мне сдерживаться. Вместе с тем я работаю над устранением причины моей проблемы (нехваткой мужества).
  • Я приняла решение работать над своим поведением по отношению к супругу, и, в частности, прекратить постоянно критиковать его, что создавало негативную атмосферу в нашей паре. По истечении какого-то времени я обнаружила себя в невыносимой ситуации: я запрещала себе высказывать критические замечания, но всё также продолжала подмечать поводы для критики. В результате во мне появилась какая-то злоба по отношению к супругу, который ни в чём не становился лучше, в то время как я со своей стороны совершала сверхчеловеческие усилия для того, чтобы стараться не быть неприятной. Решение пришло в тот день, когда я задала себе хороший вопрос: откуда идёт желание постоянно критиковать мужа? Я поняла, что имею по отношению к нему чувство превосходства, делающее меня слепой к собственным недостаткам. С тех пор, подавляя в себе импульс критики, я делаю это со знанием причины. Я представляю себе список собственных недостатков («Какое ты имеешь право требовать от него таких усилий, когда ты сама никогда не делала того и этого?»), и это помогает мне сдерживаться. Вместе с тем я работаю над устранением причины моей проблемы (чувства превосходства) и над развитием в себе таких качеств, как снисходительность и прощение.

В любом случае, понятно, что подавление заключается не просто в механическом неприятии импульса, а в его нейтрализации в том смысле, в котором в химии эффекты одного вещества нейтрализуют другим веществом, меняя молекулярные свойства. Такой метод активной и конструктивной борьбы имеет несколько преимуществ:

  • Она делает нас более сильными в борьбе, которая не является больше слепым подавлением. В момент подавления повелевающего я мы знаем, зачем мы это делаем и понимаем смысл нашего усилия, что даёт нам больше энергии.
  • Она позволяет избежать последующих негативных эффектов простого подавления (фрустрации, депрессии…);
  • Она позволяет смотреть на проявления повелевающего я, как на симптомы, способствующие самопознанию. Вместо того чтобы пребывать в чувстве вины от совершённого плохого поступка, можно испытать реальное удовольствие от обнаружения через повелевающее я целого пласта нас самих, который мог бы остаться необнаруженным;
  • Она расширяет сферу нашего сознания и позволяет очень конкретно увидеть динамичную связь между этической практикой и самопознанием;
  • Даже если она и является борьбой, то направлена она не столько на уничтожение внутреннего врага, сколько на созидание более здорового, более развитого и зрелого я.

Автор Изабель Нажар


Из практики

Остаться собой

Напомним, что учение Остада Элахи основано на личной работе по самопознанию, но в смысле не личного развития, а духовного. Однако как только мы попытаемся практически опробовать его и взяться за духовную работу по самосовершенствованию, мы столкнёмся... подробнее »

Практика практике рознь

Что на самом деле мы понимаем под практикующим человеком? В разговорном языке, когда говорят о практикующих, обычно имеют в виду людей,  «практикующих религию», то есть соблюдающих свод ритуалов и предписаний: молитвы, посты, правила... подробнее »

Усилие как результат

Усилие обычно определяют как совокупность энергии, затрачиваемой на достижение поставленной цели. Поскольку часто говорят, что «без усилий нет результата», тогда должно быть верно и обратное утверждение: «усилие обязательно должно иметь... подробнее »