Подавление без размышления лишь разрушает душу

Подавление без размышления лишь разрушает душу

Подавление: не договариваться с повелевающим я

Согласно Остаду Элахи, работа по совершенствованию проходит главным образом через практику этики. Если я хочу совершенствоваться, мне нужно вести себя таким образом, чтобы мои поступки, моё поведение, мои слова и мои мысли были этичными во всех отношениях. Дело трудное, но, тем не менее, это то, к чему мы должны стремиться. Ведь работа по совершенствованию есть ничто иное, как совершённое для достижения этой цели усилие.   

Начав практиковать, мы очень быстро замечаем, что этическая работа – это, прежде всего, борьба. Работать – значит совершать усилия. Стало быть, когда мы говорим об этической работе, мы говорим не о том, чтобы жить, основываясь на своём первоначальном воспитании и своём естественном темпераменте, но и о том, чтобы стараться прогрессировать и улучшаться.

Таким образом, этическая работа в первую очередь состоит в отвержении или подавлении импульсов, идущих от того, что Остад Элахи называет повелевающим я. Речь идёт, к примеру, о том, чтобы пресечь злословие или оскорбительное замечание, приходящее в голову для отмщения человеку, причинившему мне боль; о том, чтобы пресечь себя, когда хочется взглянуть на чужую переписку, задать срывающийся с языка бестактный вопрос, передать сплетни для привлечения к себе внимания; о том, чтобы наступить на гордыню и постараться искренне принять обоснованную критику. Примеры можно продолжать до бесконечности.    

Однако этическая работа не ограничивается воздержанием от совершения зла. Она заключается и в том, чтобы творить вокруг себя добро: помогать другим материально, психологически и даже духовно, быть позитивным, мужественным, активным и полезным в обществе, быть признательным другим за то, что мы от них получаем… Но здесь, поскольку речь идёт об этической работе и о выходе за пределы того, что мы склонны делать естественным образом, мы сталкиваемся с другим видом принуждения, видом инверсионного подавления, подавления импульса, вдыхающего в нас позитивную энергию и поддерживающего в том, что мы должны делать: стараться помочь кому-то из чувства долга тогда, когда нет такого желания; стараться защитить своё право тогда, когда хотелось бы уступить в силу слабости или трусости; стараться действовать и искать решение, когда теряешь веру в себя; прекратить накручивать чёрные мысли;…       

В моменты, когда повелевающее я нападает на нас в виде агрессии или депрессии, не может быть и речи о том, чтобы вступать с ним в диалог или пытаться его убедить, поскольку малейший заход на переговоры сможет стать для нас фатальным. Нужно собрать всю волю, приложить все силы, чтобы противостоять; кричать громче, чем оно, чтобы его заткнуть; не дать ему действовать, заставить отступить и, если потребуется, хорошенько дать ему по морде.

Помимо подавления – размышление

Если подавляющая борьба и является необходимой в самом разгаре бури, она, тем не менее, совершенно недостаточна и малоэффективна. Ведь какими бы ни были наши усилия, импульс в той или иной форме вернётся вновь. В результате своего морального воспитания я, к примеру, могу заставить себя не говорить и даже не думать плохо о человеке, которого не люблю и чьё поведение не выношу. Но подавление этого негативного чувства вовсе не позволяет мне с ним справиться. И если однажды этому человеку вздумается повести себя чуть более неприятно, чем обычно, то нет сомнений в том, что весь накопленный и до сих пор сдерживаемый негатив вырвется у меня наружу с удесятерённой силой. Другой пример: усилием воли я могу сдерживаться, чтобы всегда вести только позитивные разговоры и запретить себе жаловаться. Но если я и не пойду дальше размышлений, повелевающее я найдёт другой путь для проявления (депрессия, уныние, чувство всеобщей несправедливости, а также догматизм и чувство превосходства по отношению ко всем, кто ведёт негативные разговоры). Когда же мы работаем над собой, проявления повелевающего я рассматриваются не сами по себе, а как более серьёзные симптомы дисфункций, которые нужно вскрыть. К примеру, тот факт, что человек постоянно жалуется и видит всё в чёрном цвете, может оказаться симптомом более глубокого расстройства: неуместных требований и слишком высокого мнения о своих заслугах. Следующие примеры позволят лучше понять эту мысль:

  • Я испытываю желание позлословить об одном человеке. Поскольку я знаю, что злословие противоречит этике, я сдерживаю себя («подавляю» желание злословить). Позже анализируя причины этого импульса, я замечаю, что он является для меня способом компенсации полученных от данного человека насмешек, от которых я не смог защититься. В момент, когда я терпел эти насмешки и не мог на них ответить, я думал, что проявляю душевное благородство и нахожусь выше всего этого. Желание позлословить вскрыло, что на самом деле я не ответил из-за слабости и трусости. Таким образом, я смог подойти к черте характера, о наличии которой не подозревал и на которой теперь могу сосредоточиться, чтобы двигаться вперёд. С тех пор, подавляя импульс злословия, я делаю это со знанием причины. Я представляю себе недостойность такого поступка (отыгрываться и мстить постфактум, когда человека уже нет рядом), и это помогает мне сдерживаться. Вместе с тем я работаю над устранением причины моей проблемы (нехваткой мужества).
  • Я приняла решение работать над своим поведением по отношению к супругу, и, в частности, прекратить постоянно критиковать его, что создавало негативную атмосферу в нашей паре. По истечении какого-то времени я обнаружила себя в невыносимой ситуации: я запрещала себе высказывать критические замечания, но всё также продолжала подмечать поводы для критики. В результате во мне появилась какая-то злоба по отношению к супругу, который ни в чём не становился лучше, в то время как я со своей стороны совершала сверхчеловеческие усилия для того, чтобы стараться не быть неприятной. Решение пришло в тот день, когда я задала себе хороший вопрос: откуда идёт желание постоянно критиковать мужа? Я поняла, что имею по отношению к нему чувство превосходства, делающее меня слепой к собственным недостаткам. С тех пор, подавляя в себе импульс критики, я делаю это со знанием причины. Я представляю себе список собственных недостатков («Какое ты имеешь право требовать от него таких усилий, когда ты сама никогда не делала того и этого?»), и это помогает мне сдерживаться. Вместе с тем я работаю над устранением причины моей проблемы (чувства превосходства) и над развитием в себе таких качеств, как снисходительность и прощение.

В любом случае, понятно, что подавление заключается не просто в механическом неприятии импульса, а в его нейтрализации в том смысле, в котором в химии эффекты одного вещества нейтрализуют другим веществом, меняя молекулярные свойства. Такой метод активной и конструктивной борьбы имеет несколько преимуществ:

  • Она делает нас более сильными в борьбе, которая не является больше слепым подавлением. В момент подавления повелевающего я мы знаем, зачем мы это делаем и понимаем смысл нашего усилия, что даёт нам больше энергии.
  • Она позволяет избежать последующих негативных эффектов простого подавления (фрустрации, депрессии…);
  • Она позволяет смотреть на проявления повелевающего я, как на симптомы, способствующие самопознанию. Вместо того чтобы пребывать в чувстве вины от совершённого плохого поступка, можно испытать реальное удовольствие от обнаружения через повелевающее я целого пласта нас самих, который мог бы остаться необнаруженным;
  • Она расширяет сферу нашего сознания и позволяет очень конкретно увидеть динамичную связь между этической практикой и самопознанием;
  • Даже если она и является борьбой, то направлена она не столько на уничтожение внутреннего врага, сколько на созидание более здорового, более развитого и зрелого я.

Автор Изабель Нажар


Из практики

Усилие как результат

Усилие обычно определяют как совокупность энергии, затрачиваемой на достижение поставленной цели. Поскольку часто говорят, что «без усилий нет результата», тогда должно быть верно и обратное утверждение: «усилие обязательно должно иметь... подробнее »

Остаться собой

Напомним, что учение Остада Элахи основано на личной работе по самопознанию, но в смысле не личного развития, а духовного. Однако как только мы попытаемся практически опробовать его и взяться за духовную работу по самосовершенствованию, мы столкнёмся... подробнее »

Главное в практике – правильный план

Если этика является делом принципов, практика этики является вопросом методов. Можно предположить, что в данной области методы имеют совершенно разную ценность. Следовательно, нужно найти такой метод, который окажется наиболее эффективным для нашего... подробнее »