Практика практике рознь

Практика практике рознь

Что на самом деле мы понимаем под практикующим человеком?

В разговорном языке, когда говорят о практикующих, обычно имеют в виду людей,  «практикующих религию», то есть соблюдающих свод ритуалов и предписаний: молитвы, посты, правила питания, поминовения и обряды в определенные моменты… Как правило, существует тенденция свести духовность к религии и уподобить практику ритуалам, более или менее догматическим правилам и запретам. Такое недоразумение мешает увидеть то, что верить можно, не примыкая к религиозной группе, и то, что человек не может соблюдать религиозные ритуалы, не веря в их духовные основы. Лично я с этим сталкивался.

Мы еще не знаем о возможном значении некоторых ритуалов и, в частности, о пользе молитвы в духовном деле, которая на данный момент может пониматься под «практикой». Другими словами, как можно определить практику, если речь не идет о соблюдении ритуалов?

Краткое определение в смысле, предлагаемом Остадом Элахи, заключается в одной фразе: практиковать значит развивать в себе добродетели, борясь с врожденными или приобретенными недостатками характера. Первый вывод следующий: зная, что целью практики является самотрансформация, и полагая, что мы, так сказать, всегда находимся в присутствии «самих себя», за исключением состояния сна или комы, мы можем практиковать в любой момент… Так мы обнаружим, что в каждом моменте повседневной жизни, от пробуждения до отхода ко сну, заложена возможность борьбы с недостатками и развития достоинств, в течение дня проходящая через все наши дела, мысли и эмоции. Таким образом, вопреки обычному представлению, практика не обязательно связана с определенным местом, временем или днем недели. Она может соткать невидимую ткань нашей повседневной жизни, если смотреть на нее активно и каждую ситуацию рассматривать в качестве возможности применения этических принципов. Но довольно теоретизировать, посмотрим, что значит «практиковать» практически? 

Новенькая

На работе я являюсь частью группы, которая очень гармонично функционирует. Больше всего мне нравится то, что я чувствую себя полезным, что команда меня очень ценит, и часто предоставляет мне лестную возможность проявить компетенцию. Мне нравится работать в условиях, где я признан и хорошо вписываюсь. Однажды на собрании нашу команду решили расширить, приняв на временной основе новую коллегу, которой, очевидно, хотелось бы стать постоянным членом группы. Как только собрание закончилось, мы собрались для обмена впечатлениями о «новенькой». Многие коллеги горели желанием вновь увидеть эту женщину, которая, надо отдать ей должное, с самой первой встречи смогла пустить в ход все козыри. Оказавшись не в состоянии проанализировать причину своего состояния в тот момент, я не мог избавиться от тяжелого чувства в глубине души и неприятного ощущения дискомфорта, нараставшего по мере того, как в процессе разговора коллеги сходились в единодушном мнении. Я со своей стороны был более чем сдержан. Таким образом, совершенно иррационально, как это могло показаться, я почувствовал личную угрозу. До этого дня мое положение в команде доставляло мне большое удовольствие, и я не мог избавиться от мысли, что этот драгоценный баланс может поколебаться из-за появления нового элемента. У меня возникло непреодолимое желание вмешаться и остудить пыл группы. Впрочем, я мог бы легко это сделать с помощью критики, которая хоть и была бы не совсем в тему, но все же могла бы немного подпортить еще незапятнанный образ человека, однозначно рассматриваемого мной в качестве конкурента. 

И на тебе

Обеденный перерыв. Несколько дней я ждал этого момента. Одна из моих лучших подруг работает в том же квартале, что и я, но у нас никогда не бывает времени увидеться. Мы постоянно говорили, что пойдем вместе пообедать, но работы было столько, что понадобились недели, прежде чем наконец нам удалось найти друг для друга время. Я знаю, что ей много чего нужно было мне рассказать, так как она сменила работу и у нее закипела личная жизнь; по электронной почте она сообщила мне, что встретила мужчину своей жизни! И вот, наконец, мы здесь, наконец, вдвоем, возбужденные и счастливые от того, что увиделись. Но едва мы уселись, как предо мной возникла моя старая знакомая. Это человек, к которому я никогда не испытывал никакой симпатии, но который, сам не знаю почему, очень меня ценил. Я был вынужден поздороваться с ней. Она одна… и за нашим столиком есть место. Доли секунды, дилемма очевидна и почти трагична: я сгорал от желания (как и моя подруга) поговорить об очень личных вещах с одной из лучших подруг, и если я предложу этому человеку сесть с нами, весь наш план рухнет, и этот момент придется перенести на неопределенный срок…   

Первые выводы

Из этих очень банальных историй можно извлечь несколько уроков. В каждом варианте, несмотря на кажущееся спокойствие рассказчика и банальность ситуации, мы сталкиваемся лицом к лицу с настоящим внутренним возмущением. Мы уже распознаем в этих рассказах различные потоки мыслей, противоречивых эмоций, неосознанных импульсов, разумных посылов, сомнений, колебаний. В обеих историях есть властное желание дать волю непосредственным импульсам, внешне законным, но всегда направленным на сохранение своего комфорта, своего непосредственного интереса. И все же всякий раз первому импульсу противостоит другая потребность, направленная на более благородную цель, на уважение прав другого, на отказ от своих примитивных целей, на то, чтобы проявить альтруизм, щедрость, лояльность, эмоциональную отрешенность, одним словом, человечность. 

Рассказывая о некоторых микро-ситуациях, свидетелями которых мы бываем, можно привести бесконечное количество примеров настоящих «внутренних бурь». В приведенных примерах нет заключительных слов о том, как все закончилось, и мы не знаем, смогли ли рассказчики подняться до высоты их личного идеала человечности. Может быть, они в этом и не преуспели, но как бы то ни было, если они старались сопротивляться, они наверняка должны были почувствовать внутреннее жжение, которое указывает на то, что в них имела место внутренняя борьба и это стоило им труда. Именно ценой этого жжения, пропорционального их усилию, каждый из них немного развил в себе человечность. Спортсмены хорошо знают это ощущение жжения  и немного покалывающего онемения, происходящего от сжигания молочной кислоты в мышцах во время продолжительных усилий. Они знают также, что именно усилие позволяет нарастить мышечную массу, увеличивая число и диаметр мышечных волокон, задействованных во время упражнения.

Другой урок этих историй может быть более важным. Каждый из этих рассказов представляет настолько безобидную ситуацию, что, если бы она была прожита нами, мы могли бы ее и не заметить. На расстоянии, с позиции «внешнего наблюдателя» все кажется ясным, но когда мы сами в реальном времени проживаем такого рода опыт, мы не всегда чувствуем это внутреннее напряжение и еще меньше чувствуем, что в такие моменты на кону стоит этика. Ситуации для практики разыгрываются везде и во всех обстоятельствах, настолько близко, что можно легко упустить из виду то, что возможности предоставляются прямо на глазах. Возможности для практики образуют невидимую ткань повседневности. Практика не нуждается в месте, времени и особых условиях. В этом и разница между практикой в ритуальном смысле и практикой в духовном смысле.   

Однако речь не идет о полном отрицании ценности того, что обычно называют ритуальной практикой, особенно об отрицании молитвы и особых моментов внимания к божественному. Пользуясь медицинской метафорой, можно сказать, что добавка, представляющая собой ритуальную практику, по всей видимости, делает с душой то же, что витамины с физическим организмом. Они необходимы для метаболизма в том смысле, что их недостаток, т.е. авитаминоз, ведет к смерти. Однако питание, состоящее только из витаминов, возможно, тоже приводит к смерти и намного быстрее.

«Вы практикующий?». Мы часто слышим этот вопрос. Что мы ответим, посмотрев на него в свете сегодняшних размышлений?

                                                                                                                       Стефан Кальве

http://www.e-ostadelahi.fr/eoe-fr/%C2%AB-il-y-a-pratiquant-et-pratiquant-%C2%BB/


Из практики

Усилие как результат

Усилие обычно определяют как совокупность энергии, затрачиваемой на достижение поставленной цели. Поскольку часто говорят, что «без усилий нет результата», тогда должно быть верно и обратное утверждение: «усилие обязательно должно иметь... подробнее »

Остаться собой

Напомним, что учение Остада Элахи основано на личной работе по самопознанию, но в смысле не личного развития, а духовного. Однако как только мы попытаемся практически опробовать его и взяться за духовную работу по самосовершенствованию, мы столкнёмся... подробнее »

Подавление без размышления лишь разрушает душу

Подавление: не договариваться с повелевающим я Согласно Остаду Элахи, работа по совершенствованию проходит главным образом через практику этики. Если я хочу совершенствоваться, мне нужно вести себя таким образом, чтобы мои поступки, моё поведение,... подробнее »