Стремись к бескорыстным поступкам

Стремись к бескорыстным поступкам

Известно, что делать добро, значит не только оказывать помощь, поддержку и давать утешение. Прежде всего, это значит иметь настолько бескорыстное намерение, насколько возможно, стараясь на время отодвинуть свои эгоистические интересы. Я говорю «настолько бескорыстное, насколько возможно» потому, что опыт показывает, что «совершенное бескорыстие» является трудно достижимым идеалом. Делая его необходимым условием для совершения «подлинно» этического поступка, мы часто теряем мотивацию для морали, которая, как мы знаем, в любом случае находится вне нашей досягаемости. Таким образом, говорить о поступках настолько бескорыстных, насколько возможно, значит не только признавать то, что «наше благородство нередко оказывается замаскированным честолюбием» (Ларошфуко), но и  стараться изживать в себе более тонкие формы эгоистического интереса. Те более тонкие формы, которые могли бы остаться незамеченными, если бы некоторые отличительные знаки не позволили бы их узнать наверняка.

Одним из наиболее очевидных знаков является удовольствие, получаемое от того, что мы даём узнать другим о совершённом нами добре. Известны слова Христа: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Евангелие от Матфея, 6:1). Но ничего не помогает. В ходе разговора мы не можем удержаться, чтобы не сообщить, что мы в курсе проблем такого-то человека, что мы сочувствуем его беде и сожалеем лишь о том, что он не слушает добрых советов, которых мы для него не жалели. Одним словом, позёрствуем. В таком позёрстве неприятно то, что оно носит контрпродуктивный характер. Мы ищем одобрения других людей, но отдаваясь самолюбованию, выглядим в их глазах неприятно, если не сказать отвратительно.

Другим хорошо известным знаком ожиданий эго является негативное чувство, испытываемое по отношению к тем, кому мы сделали хорошее и от кого не получили благодарности. Это чувство грусти и разочарования, которое, если его не взять под контроль, трансформируется в гнев и злопамятность. Если напрячь слух, то присутствие эго можно узнать в этом внутреннем негодующем голосе, восклицающем: «После всего, что я для него сделал!». Фрустрация не всегда возникает от того, что другой человек нас не отблагодарил или не возместил чем-то подобным. Нам ведь хорошо известно, что не нужно ждать ни благодарности, ни компенсации. Нет, мы ждём от другого человека чего-то более интересного: чтобы он постоянно информировал нас о всех своих делах. Мы же его поддержали, защитили, дали совет. Теперь он должен подробно отчитываться перед нами обо всём, что с ним происходит, предоставляя постоянный доступ к своей частной жизни! И горе ему, если он сопротивляется. Тогда мы станем скупы на советы («ему нужно учиться выкручиваться самому»); мы дадим ему почувствовать более или менее тонко то, какой привилегии он лишился, проявив неблагодарность («поскольку я обязан защищать себя от неблагодарности»). Короче, мы будем мстить, находя себе оправдания для очистки совести. В лучшем случае мы потеряем бóльшую часть энтузиазма, испытываемого нами при решении проблем того, кто вдруг захотел вновь обрести свободу.   

Я слышу в себе голос протеста: «но разве не естественно ждать от других благодарности?!».  На самом деле нет ничего более естественного. Наша природа действительно любит «благодарных» и не любит «неблагодарных». Но любить благодарность – это одно дело, а ждать её – совсем другое. Ведь неблагодарность тоже естественна. Требовать от других благодарности, значит ошибаться насчёт человеческой природы; значит забыть о том, что и мы имеем ту же природу и проявляем такую же неблагодарность. Разве не лучше простить другим ту оплошность, за которую мы сами хотели бы быть прощены?

И хотя хорошо уметь распознавать неблагодарных людей, поскольку в жизни полезно знать, с кем имеешь дело, гораздо важнее научиться не переживать из-за неблагодарности и стать действительно свободным. Приближаясь к этому, даже на короткое время, мы испытываем удовольствие от того, что любовь может быть без ожидания и отношения могут быть без принуждения. Мы ценим другого человека, но не отягощены скрытым желанием получения возмещения. Мы чувствуем себя более свободно, более спокойно, более отстранённо, короче говоря, просто немного счастливее!  

Автор Елена Верхувен

http://www.e-ostadelahi.fr/eoe-fr/cherche-action-desinteressee-2/


Из практики

Подавление без размышления лишь разрушает душу

Подавление: не договариваться с повелевающим я Согласно Остаду Элахи, работа по совершенствованию проходит главным образом через практику этики. Если я хочу совершенствоваться, мне нужно вести себя таким образом, чтобы мои поступки, моё поведение,... подробнее »

С глаз долой – ближе к сердцу

Помимо людей, которых мы ценим и общества которых ищем, есть и те, присутствие которых нам тягостно и пробуждает в нас негативные чувства. При ближайшем рассмотрении хорошо видно, что в этих чувствах есть что-то «морально» подозрительное.... подробнее »

Не судить негативно

Ничто не считайте плохим, ни о чём не говорите плохо и ни одно создание не презирайте . 100 изречений Остада Элахи , изд. Петербургское востоковедение Меня всегда поражала одна вещь: те, кто достиг определённого уровня духовной зрелости, смотрят... подробнее »