Усилие как результат

Усилие как результат

Усилие обычно определяют как совокупность энергии, затрачиваемой на достижение поставленной цели. Поскольку часто говорят, что «без усилий нет результата», тогда должно быть верно и обратное утверждение: «усилие обязательно должно иметь результат». Однако когда мы работаем над собой, результаты настолько незаметны, что порой можно подумать, что они нулевые. Возможно, так кажется потому, что они находятся не там, где их ждешь:    

«Вот уже несколько лет я совершаю усилия для того, чтобы быть более внимательным и больше заботиться о других (поддерживать связи, быть ласковым, помнить о днях рождения, интересоваться новостями близких людей и т.д.). Но до сих пор случается, что я упускаю возможность засвидетельствовать им свое почтение или проявить внимание. И каждый раз у меня возникает чувство, что я не преуспел в этом пункте, как будто он является недостижимой целью. Тем не менее, я не отчаиваюсь и продолжаю совершать усилия…»

Этот рассказ показывает, насколько трудно продолжать делать усилия, когда после нескольких лет борьбы со слабой точкой прогресс кажется почти нулевым. В самом деле, есть недостатки, которые настолько укоренились в нас, что какие бы усилия ни прикладывались и сколько бы их ни было, мы, видимо, никогда не сможем целиком от них избавиться. Впрочем, возможно их функция в том и состоит, чтобы мы не могли успокоиться. Когда мы начинаем борьбу с одним из недостатков, то в какой-то момент может показаться, что скоро должны появиться видимые результаты или что недостаток, в конце концов, естественно растворится. Но избавление от недостатка, если предположить, что от него можно избавиться, требует большого упорства, ведь даже после нескольких месяцев или лет работы, можно испытывать неприятное ощущение пребывания в застойном состоянии. Этот эффект напоминает движение по эскалатору против хода: устаёшь и не двигаешься вперед. Однако требование результата может сыграть с нами злую шутку и даже если оно законно, оно может быть неуместно. Продолжим рассказ нашего друга:   

«Тем не менее, я не отчаиваюсь и продолжаю делать усилия… Но результаты оказались не те, которых я ожидал вначале. Не то, чтобы я стал образцом щедрости и альтруизма! Просто раньше заметить мой недостаток меня заставляли люди, а теперь я замечаю его сам. Раньше я упускал возможности, не замечая их, теперь замечаю их всё больше, даже если всеми ими и не пользуюсь. Моё сознание будто стало обострённым, как будто я стал лучше видеть и глубже воспринимать свой опыт. У меня появилось ощущение, что я стал немного более зрелым и уже не совсем тот, что прежде».

Одним словом, мы прогрессируем, но не отдаем себе в этом отчета! Почему? Потому что мы прогрессируем не только в поведении как таковом (внешний признак совершенствования), но и в нашем знании о себе и в главном качестве, которым является воля (внутренние признаки совершенствования). Мы еще не избавились от недостатка, мы еще не успокоились, но наше видение вещей и самих себя изменилось.

Какое состояние духа нужно культивировать в себе, чтобы не опустить руки тогда, когда результаты очень скромны и цель кажется всё ещё слишком далекой? Примером может послужить прыгун с шестом, которого мы видим по телевизору. Что происходит в его голове? Его прыжок вызывает у публики овации. Его мышечное усилие всегда одинаково – он всегда на пределе максимального усилия – и, тем не менее, внутренне он никогда не бывает удовлетворён, он всегда целится выше, он не выставил себе границ. Каким бы ни был его новый рекорд, он всегда будет хотеть прыгнуть дальше. Его движение близко к совершенному движению, он стремится к асимптоте, такому образцу совершенства, которое, может быть, и недостижимо. Вот такую идею совершенства нужно культивировать в себе, чтобы покончить с заблуждением об «усилии без результата», заставляющем нас сдаваться.    

Но это не всё. Достижение, показываемое по телевизору, является лишь видимой частью его усилий. Мы не видим другой вид усилий: невидимых, ежедневных, совершаемых наедине с собой. Они совершаются каждый день на протяжении месяцев и лет. Атлет встаёт в строго определённое время, соблюдает особый режим питания, занимается несколько часов утром, растягивается, разогревается, развивает скорость, выносливость и лишь после этого приступает к самому прыжку и тренирует его ещё несколько часов. Он делает это каждый день, строго, скромно, без всякой славы и похвал. Он делает это из чувства обязанности. Он делает это потому, что знает, что это необходимо для совершенствования и поддержания физической формы, необходимого условия для новых достижений. И если даже он не поставит нового рекорда, это ежедневно повторяемое усилие развивало не только его мускулатуру, оно укрепило его сердечнососудистую систему и обеспечило хороший метаболизм. И даже если забыть про последнее достижение, транслируемое по телевизору, наш спортсмен с физиологической точки зрения и впредь останется исключительным человеком. Благодаря усилиям он создал себе почти идеальное физическое состояние. 

То же самое и в духовности: наши усилия нас меняют, но мы этого не замечаем. На самом деле каждое усилие действует в нас, но действует настолько глубоко, что мы не осознаём этого.  Оно действует на глубинном уровне, формирует нас и трансформирует субстанциально. Оно оттачивает нашу душу, формируя то, чем мы являемся в самой своей глубине. В действительности, не ставя краткосрочных целей, как не устанавливающий себе границ атлет, мы каждый день немного приближаемся к своему совершенству. А затем мы удивительным образом замечаем, что каждое усилие, сделанное без ожидания иного результата, кроме как поведения в духе настоящего человека, дает нам энергию для … совершения другого усилия. Результатом усилия является следующее усилие.  

Стефан Кальве http://www.e-ostadelahi.fr


Из практики

Записная книжка как инструмент для практики этики

В практике этики по многим причинам может быть полезно ведение дневника. Он является исключительно полезным помощником в процессе самопознания. Борьба с забывчивостью и самопознание Очевидно, что записывание своего опыта является крайне полезным.... подробнее »

Главное в практике – правильный план

Если этика является делом принципов, практика этики является вопросом методов. Можно предположить, что в данной области методы имеют совершенно разную ценность. Следовательно, нужно найти такой метод, который окажется наиболее эффективным для нашего... подробнее »

Стремись к бескорыстным поступкам

Известно, что делать добро, значит не только оказывать помощь, поддержку и давать утешение. Прежде всего, это значит иметь настолько бескорыстное намерение, насколько возможно, стараясь на время отодвинуть свои эгоистические интересы. Я говорю «настолько... подробнее »