Аргумент бессилия

Аргумент бессилия

«Аргументы» в пользу существования Бога не всегда выглядят как форменные доказательства и чистые рациональные дедукции. Паскаль говорил о «Боге, чувствуемом сердцем», что противоположно холодной абстракции, придуманной философами и учёными. Цель была ясна: история метафизики изобилует рациональными образами Бога («Первый неподвижный двигатель», «Первая причина», «Необходимое благодаря себе» и т.д.). Доказательства через А и Б, рассматриваемые как посылки и заключения, имеют все шансы оставить нас равнодушными. В самом деле, как признать в них живого Бога, «Бога Авраама, Исаака и Иакова»? Можно ли молиться «Причине себя»? Упадёшь ли на колени преисполненным страха перед лицом идеи бесконечности или некого бесконечно совершенного существа? Перед таким Богом, говорил философ Хайдеггер, человек не может ни петь, ни танцевать…

Это правда. Но в «сердце», в том смысле, в котором о нём говорил Паскаль, нет безотчётной сентиментальности. Оно не смешивается с областью инфрарациональных эмоций. Следовательно, не нужно полностью противопоставлять его разуму. Напротив, оно поддерживает его и даже усиливает, приобщая его ко всем обертонам, всем резонансам, которые может найти в нашем существе аргумент, когда ему удаётся нас тронуть.  

Что значит «быть тронутым» аргументом? Чтобы понять это, нужно постараться вспомнить знаменитые доказательства существования Бога. Они никогда не претендовали на строгость математических рассуждений: каждый раз выдвигая один аспект идеи Бога, то есть отдельный атрибут (независимость, совершенство, всемогущество и т.д.), они главным образом указывают направление, путь, следуя которому наш ограниченный ум может столкнуться с реальностью, которая, если речь действительно идёт о божественном, должна нас бесконечно превосходить. Иначе говоря, эти доказательства, прежде всего, являются ступеньками, или трамплинами. Они дают мысли разбег, движение, запускают процесс. Они являются возможностью для углубления мысли, которое при достаточном прилежании приближается к подлинной медитации.

Таким образом, доказательства существования Бога, как говорил Пьер Адо в связи с Декартом, можно охарактеризовать как полноценные молитвы. Но этим их роль не ограничивается. В некоторых случаях они могут обращаться к нашему практическому рассудку, к обостренной опытом интуиции. В этом случае они принимают вид внушений, подкреплённых фактами, которые будучи незаметными или, наоборот, экстраординарными, имеют ценность признаков или знаков, которые важнее неопровержимых эмпирических доказательств: резонируя с жизненным опытом, вводя нас в определённое умонастроение, они обостряют наше внимание, усиленное мотивирующей эмоцией.

Таковы доказательства Бога, «ощущаемого сердцем», про которые говорил Паскаль. Они представляют собой чисто практическую сторону, поскольку заставляют почувствовать в наших жизнях некоторые деяния Бога. Их цель состоит не столько в том, чтобы неопровержимо установить существование Бога самого по себе, сколько сделать более ощутимым существование Бога для нас. Остад Элахи приводит поразительный пример в книге «Познание духа». В первой главе представлен ряд аргументов в пользу существования «Создателя». Некоторые из них крайне сложны, поскольку в них подробно излагается достаточно сухая философская концептуализация (как например, доказательство существования «необходимого благодаря себе»), другие, напротив, совсем лаконичные. Мы же говорим об аргументе, называемом «аргументом бессилия». Остад Элахи упоминает в частности о «бессилии созданий перед лицом некоторых касающихся их вещей» (1 глава, 4-й аргумент). О чём, собственно говоря, идёт речь?

Мы хотели бы предложить здесь несколько гипотез. Первая ремарка, напрашивающаяся сама собой, состоит в следующем: хотя он упоминает об экстраординарных феноменах вроде чудес, бессилие, рассматриваемое нами, имеет, прежде всего, метафизический смысл. Оно отсылает нас к нестабильности, к сущностной нужде всего творения в своем Создателе. Из-за этой нестабильности, которую можно назвать «онтологической», поскольку она вписана в само существо человека, он неспособен управлять своей судьбой и даже своей природой. Понятно, что речь идёт не просто о нестабильности или нужде, связанными с тем, что в целом является случайным (необходимым благодаря другому), поскольку это было предметом первых, самых абстрактных доказательств. Нет. Бессилие здесь имеет как раз «экзистенциальное» значение. Оно касается именно состояния конститутивной зависимости, состояния недостаточности или неполноты, которая выражается множеством способов в самых обычных жизненных фрустрациях (в числе которых, разумеется, нужно считать все недостатки и изъяны, в которых мы можем себя упрекнуть с моральной точки зрения).  

Так Остад Элахи пишет: «В духе всегда [сохраняется] животная составляющая человеческой природы. Если бы человек мог обходиться без сна, еды и питья, если бы мог отводить от себя боль, недомогание и болезнь, если бы мог порезаться, не поранившись и не почувствовав боли, тогда, разумеется, он преодолел бы свойственную человеку слабость и безоружность перед требованиями своей природы; тогда он мог бы похвастаться собой. Но совершенно очевидно, что тот, кто не может вынести ни холода, ни жары, ни голода, ни боли, и кого ослабляет малейшее недомогание, является чем-то слабым и беззащитным». (Доказательство Истины, стр. 375-376). Но он добавляет: «Однако именно человеческое бессилие свидетельствует о существовании и единстве Бога. Именно обычные эффекты природы свидетельствуют о месте духовного измерения и существовании потустороннего мира.[…] Именно присущие человеку бессилие и слабость прекрасно доказывают, что существует высшая сила, перечёркивающая все решения такого человека». (Там же, стр. 376).

Таким образом, бессилие, если мы действительно его испытываем, и если оно резонирует в самой глубине нашего существа, в конечном итоге, свидетельствует о действующем присутствии силы, превосходящей любую силу. Эта загадка в то же время предстает как очевидность. Такому осознанию способствуют ситуации отчаяния, толкающие нас после того, как исчерпаны все ресурсы, просить о подмоге и обращаться за помощью к Нему. Это может касаться и менее драматичных ситуаций, когда решив сделать ту или иную вещь, нам явно кажется, что всё как будто сговорилось, чтобы нам помешать, или когда мы любой ценой пытаемся чего-то избежать, это происходит несмотря ни на что, как будто бы было нам предначертано. Такого рода неудачи всегда можно объяснить стечением неблагоприятных обстоятельств или рядом материальных причин, но тот, чьи духовные чувства на страже, прекрасно видит в этом дело рук Божьих. Впрочем, после безуспешных попыток вещи иногда распутываются таким образом, что нам это кажется чудесным. И здесь тоже неожиданные перемены ситуации всегда можно растолковать как счастливые случайности. Однако опытному глазу «капризы судьбы» могут казаться «маленькими чудесами» и обретать ценность доказательств, значение «знаков», собранных детективом в процессе расследования. Заметим вскользь, что персидский термин, соответствующий слову «аргумент», означает также «знак» или «признак», который может направлять.

Вообще говоря, существует множество знаков и необычных событий, которыми изобилует наш опыт, и которые наводят на мысль, если только мы умеем их распознавать, что что-то выходит за рамки обычного порядка причин, продолжая действовать в соответствии с путями причинности. Это то, что Бахрам Элахи в книге «Основы естественной духовности» называет «внепричинностью». Очень часто то, что, не задумываясь, считают результатом «случайности» или «совпадений», может пониматься как намёк на существование другого измерения, где всё решается и устанавливается. Цепь причин и следствий не прерывается, как представляют себе некоторые сторонники чудес, но может быть «направлена» внепричинностью, которая вмешивается, так сказать, вертикально, пересекая естественную причинность. Убеждаясь в этом, мы укрепляемся в вере. Мы отходим от чисто материального, недальновидного понимания событий. Во всём, что с нами происходит, мы учимся видеть руку Бога.

Вот как пишет об этом Остад Элахи в книге «Слова Истины»: «Стоит только немного поразмышлять, и человек понимает, что есть вещи, к которым он активно стремится, но не получает, и есть вещи, которые ему отвратительны, но происходят с ним, несмотря ни на что. Выпадающая на нашу долю судьба просто показывает нам, что существует иной мир, и что именно тот мир нами управляет» (Слова Истины, том 1, речь 967). А также: «Когда человек возлагает свои надежды на Бога и доверяет только Ему, Он займётся им в критические моменты и решит все трудности так, как человек даже не мог себе представить. Чем лучше мы видим доброту Бога, тем больший стыд испытываем перед Ним. Разве мы как-то отличились, разве заслужили эту доброту своей любовью или альтруистическими поступками? Мы прекрасно знаем, что нет. И, тем не менее, мы видим, что Бог заботится о нас даже в самых мелочах». (Слова Истины, том 1, речь 1662)

Таким образом, каждый человек независимо от своих убеждений может чувствовать, что аргумент бессилия «имеет к нему отношение» и, следовательно, касается его. Разумеется, при условии, что у человека развита минимальная наблюдательность. На самом деле аргумент бессилия будет касаться лишь того, кто возьмёт на себя труд в него вникнуть и использовать в своей жизни. Иными словами, он адресован, прежде всего, нашему «духовному разуму», являясь при этом средством для его тренировки и развития.

Подводим итог: признание нашего бессилия делает нас чувствительными к присутствию и эффективной деятельности создателя, являющегося и всемогущим, и любящим одновременно. Именно это означает аргумент бессилия, едва ли не намёком сформулированный в книге «Познание духа». И если любой другой аргумент в пользу существования Бога сводится к направлению внимания на один или несколько божественных атрибутов, то этот аргумент отчётливо выводит на первый план атрибуты всемогущества и милосердия. Он позволяет также развить идею, выдвигаемую различными религиозными традициями, согласно которой Бог является единственным и не  имеющим сотоварищей, это значит, что Он один управляет нашими делами и, в конце концов, Он один может прийти нам на помощь.

 Автор Эммануэль Конт

http://www.e-ostadelahi.fr/eoe-fr/l-argument-de-l-impuissance/

19.06.2012, 14:19 | 4031 просмотров | 0 комментариев

Тэги: остад элахи, философия, доказательства существования бога

Cтатьи

Мысль Остада Элахи в 7 пунктах

Мысль Остада Элахи является одновременно и систематической и практической разработкой естественной духовности. Слово «естественная» может пониматься в двух смыслах: в смысле духовности, соответствующей подлинной природе человека, его глубинным... подробнее »

10.12.2013, 17:11 | 3238 просмотров | 0 комментариев


Доказательства существования Бога

При написании книги «Познание духа» и её первой главы, посвящённой доказательствам существования Бога, Остад Элахи не претендовал на то, чтобы дать веру тому, у кого её нет. На самом деле он прекрасно знал, что неверующим людям эти аргументы... подробнее »

20.06.2012, 09:05 | 3122 просмотров | 0 комментариев

Тэги: познание духа, философия, духовность


Наставничество

Кратко: Совокупность средств, ведущих человека к духовному совершенству. Духовность в понимании Остада Элахи представляет собой обучающий процесс. В самом деле, ее цель заключается в том, чтобы подвести человека к состоянию когнитивной зрелости,... подробнее »

20.06.2012, 09:15 | 3305 просмотров | 0 комментариев