Воспитание ребенка начинается с собственного воспитания

Воспитание ребенка начинается с собственного воспитания

В деле воспитания ребенка нет ничего проще, чем прятаться за «личность» ребенка или ссылаться на его школьное окружение, оправдывая и прощая его за некоторые отклонения в поведении. Какой родитель не восклицал: «Ну и характер!», когда ребенок бесился, и какой не думал: «Это всё школа!», когда сталкивался с его неуместным поведением. Довольно трудно родителю усомниться в себе и признать ответственность за воспитание своего ребенка. Однако многочисленные исследования доказали, что решающее значение в воспитании ребенка имеет родительский пример. И если нельзя отрицать влияние внешней среды, то нельзя отрицать и то, что именно с родителями ребенок учится вести себя путем подражания и усвоения их манер и привычек.  

В книге «Слова Истины» Остад Элахи дает такой совет: «… Воспитывайте ребенка до того, как он родился… Это значит, что родители сами должны быть воспитаны». Воспитание - это «формирование ума человека, развитие физических и интеллектуальных способностей, а также нравственного сознания», а «быть воспитанным» означает, что вы, прежде чем вдалбливать качества в ребенка, уже развили их в себе. 

Чтобы лучше понять эту мысль, полезно принять во внимание два фактора: с одной стороны, необходимо знать, как функционирует психика ребенка, ее способности и ограничения; с другой стороны, как родитель уметь постоянно владеть собой, принимая во внимание то, что ребенок будет вести себя так, как вели себя с ним. Таким образом, «воспитанный» родитель должен быть сознательным и действующим родителем. Сознательным в том смысле, что он должен понимать значение всех своих действий, а действующим в том смысле, что сам старается применять на практике то, что советует своему ребенку.    

Податливая психика

 В отношении любого маленького ребенка Андре Комт-Спонвиль выдвинул идею, что «новорожденный ребенок не имеет морали и не может ее иметь. И у маленького ребенка ее не больше, чем у грудного». Тем не менее, это не означает, что маленький ребенок совсем ничего не понимает и что нужно ждать сознательного возраста, чтобы начать воспитание. Это значит, что с точки зрения психики у него нет способностей, позволяющих ему развивать собственную мораль. Как это понимать?

В книге «Медицина души» Бахрам Элахи описывает развитие психики ребенка, когда говорит о духовном организме (душе). Он разделяет два периода его развития: зависимый период и независимый. Зависимый период описывается так: «От зачатия до сознательного возраста психика ребенка является незрелой. Его взаимодействие со средой происходит пассивно, поскольку его психическая мембрана является проницаемой, но еще не избирательной, и поэтому он еще не может выбирать оказываемые на него влияния. Принципы и идеи, которые представляют ребенку родители и его окружение, беспрепятственно проникают в его психику». Психическая мембрана, которая должна обеспечивать взаимодействие между психикой ребенка и его окружением, не способна ни на какой отбор, поэтому ребенок подвержен любому внешнему влиянию, каким бы оно ни было. Вот почему его психическое развитие очень сильно зависит от среды, в которой он родился и будет расти.

Таким образом, так же как физический эмбрион в матке, психика проходит через эмбриональный период, на протяжении которого она целиком зависит от внешней среды и, особенно, от влияния родителей. Лишь гораздо позже, когда ребенок начнет взрослеть, и психическая мембрана станет зрелой, ребенок сможет действовать на основе ее избирательности, принимая или отвергая мысли и идеи. 

Обучение через подражание  

С самого юного возраста ребенок не только чувствителен к эмоциям и словам своего окружения, он наблюдает за поведением взрослых в мельчайших деталях, потому что это единственный способ его обучения. Бруно Беттельхейм пишет: «Родители - это не только творцы ребенка, но и люди, благодаря которым он сможет ориентироваться. Он будет постоянно наблюдать за ними, изучать их, чтобы видеть, что они делают, и как они это делают, и пытаться узнать их самые глубинные чувства […]».

Кажется естественным, что маленький ребенок, не способный избирать те влияния, которые он на себе испытывает, бессознательно воспроизводит всё, что слышит и видит, прибегая к подражанию, как к единственному средству обучения. Действительно, инстинкт подражания является первой движущей силой его развития и познания мира. «Пока ребенок не научится говорить, - объясняет Пьер Фурнье, психолог и научный сотрудник Французского национального центра научных исследований, - наблюдение, подражание и повторение являются единственными возможностями для ребенка приобрести умения». Об этом же пишет в своей статье «Объявим детям мир» Оливье Морель, автор книг о воспитании и насилии: «Ребенок всему учится через подражание [...]. Если мы воспитываем ребенка, поражая его, даже слегка, это его поразит. Лучший способ научить ребенка уважать других, в том числе самых слабых, это уважать его самого».

Необходимый для его развития инстинкт подражания находится в постоянном поиске примера, которому можно следовать, и в первые годы жизни самым близким и ближайшим примером является, разумеется, пример родителей.     

Пример родителей

Получается, что сила убеждения родительским примером во всех областях несравнимо выше любых морализаторских бесед. Многочисленные исследования показали, что пример родителей оказывает сильное влияние на пищевые и физические привычки ребенка. Так во французском журнале «Здоровое поколение» (март/апрель 2002) в статье под заголовком «Детское ожирение: как остановить эпидемию?» можно прочитать: «Родители играют определяющую роль в направлении ребенка на правильный путь, если сами соблюдают правильную гигиену жизни. Воспитание через пример является лучшей силой убеждения». Также красноречиво свидетельствует об этом исследование, проведенное в Канаде в Horizon Research в 2006 году под заголовком «Физическая активность и здоровье в Канаде»: «Если родители показывают пример, результаты, полученные их детьми, вырастают до показательной отметки. Согласно исследованию, в котором родители подавали пример в питании, уровень активности детей (основанный на ходьбе, походах и пеших прогулках) вырос на 97%, а когда родители совершали прогулки, поднялся до 109%».

Бахрам Элахи считает, что в развитии у ребенка моральных и этических принципов пример родителей также является первостепенным: «зная, что дети интуитивно чувствуют суть родителей, последним очень важно служить им примером, согласуя дело со словом. Если родители следуют принципам, которые сами проповедуют, дети тоже будут им следовать». Поведение родителей здесь гораздо важнее, чем проходные фразы, и для того, чтобы произнесенное слово имело воспитательный эффект, влияло на ребенка и могло его ориентировать, оно предварительно должно быть отработано взрослым на практике. Однако «естественная» склонность служить примером может иметь довольно серьезные последствия, поскольку «зависимый период» развития психики ребенка описан Бахрамом Элахи как период очень большой уязвимости. «Этот период развития является крайне важным в формировании психики, поскольку эмбрион психики так же как эмбрион физического тела является уязвимым, и минимальная рана может иметь значительные последствия. Духовная, а также семейная и социальная среда, в которой оказался ребенок, играет первостепенную роль в его будущей жизни». Именно в этот период малейшая реакция окружения, даже бессознательная, может навсегда оставить отпечаток на психике ребенка, как пишет об этом Остад Элахи: «[…] было замечено, что малейшее раздражение оказывало влияние на ребенка, в то время как ни мать, ни отец, ни сам ребенок не отдавали в этом отчета».

Однако, оттого что эти механизмы существуют, и оттого что их доказали, их ежедневная практика легче не становится. Можно даже сказать, что в таких условиях воспитание ребенка становится постоянным вызовом! Хотя иногда необходимость отвечать на такие вызовы и быть «примером» в глазах ребенка является очень стимулирующим фактором. Но даже если мы не всегда ведем себя так, как надо, главное помнить о влиянии поведения родителей на ребенка. Это позволяет поддерживать себя в активном состоянии. Благодаря постоянному вниманию, непрерывным усилиям в улучшении собственного поведения и во владении своей природой родитель может пробудить сознание ребенка и снабдить его принципами, которые он усвоит во взрослой жизни, и которые естественно будут направлять его при совершении выборов.

23.05.2012, 17:00 | 2652 просмотров | 0 комментариев

Cтатьи

Мысль Остада Элахи в 7 пунктах

Мысль Остада Элахи является одновременно и систематической и практической разработкой естественной духовности. Слово «естественная» может пониматься в двух смыслах: в смысле духовности, соответствующей подлинной природе человека, его глубинным... подробнее »

10.12.2013, 17:11 | 3197 просмотров | 0 комментариев


Доказательства существования Бога

При написании книги «Познание духа» и её первой главы, посвящённой доказательствам существования Бога, Остад Элахи не претендовал на то, чтобы дать веру тому, у кого её нет. На самом деле он прекрасно знал, что неверующим людям эти аргументы... подробнее »

20.06.2012, 09:05 | 3077 просмотров | 0 комментариев

Тэги: познание духа, философия, духовность


Комплексные числа и другой мир: аналогия

Будьте уверены, что Бог существует и что за этим миром есть другой мир – мир душ. ("100 изречений Остада Элахи")   Для нас естественно считать предметы, и сегодня все знакомы с тем, что математика называет множеством N натуральных... подробнее »

19.06.2012, 14:50 | 3038 просмотров | 1 комментариев

Тэги: другой мир, мистика, наука