Доказательства существования Бога

Доказательства существования Бога

При написании книги «Познание духа» и её первой главы, посвящённой доказательствам существования Бога, Остад Элахи не претендовал на то, чтобы дать веру тому, у кого её нет. На самом деле он прекрасно знал, что неверующим людям эти аргументы ничего не «докажут». Об этом свидетельствует его ответ человеку, спросившему о том, какие аргументы можно выдвинуть атеисту для доказательства существования Бога: «Нет такого аргумента. Вы можете привести ему все аргументы мира, и в конце концов он скажет вам: «Прекрасно, но тогда покажи мне Бога». Чтобы установить, существует Бог или нет, каждый должен думать сам, изучать вопрос со всех сторон и исследовать собственное сердце». (Асар аль-Хакк, том II, речь 285).

Следовательно, возникает вопрос о целесообразности этих аргументов. Зачем посвящать несколько страниц и так довольно лаконичного текста бесполезноым доказательствам существования Бога?

Читателю книги не дано проникнуть в намерения автора, если автор сам явно о них не высказался. Однако читатель может исследовать эффект, оказываемый на него произведением, и, исходя из этого, решать, насколько оно ему полезно. Такой подход позволил мне выделить два главных эффекта от внимательного чтения аргументов, предложенных Остадом Элахи в книге «Познание духа»:

  • Первый и наиболее очевидный эффект заключается в демонстрации верующему человеку того, что его вера не противоречит разуму. В силу исторических причин, на которых мы не будем останавливаться, вера часто воспринимается как нечто иррациональное. Относясь к области сердца, она якобы может тронуть лишь существ, лишённых разума или просто умеющих заглушать в себе голос разума. Это старая песня, которую нет смысла пересказывать. К несчастью для «верующего», он иногда обладает разумом и бывает, что этот разум замечательно функционирует и страдает от дискредитации. Однако при чтении рассуждений, примиряющих веру и разум, сердце и интеллект, верующий успокаивается. Эти аргументы снимают его беспокойство, вызванное избитой мыслью о том, что для того, чтобы быть верующим, человек должен отказаться от ума. Он, наконец, может дать волю чувствам без необходимости подавлять в себе разум.  
  • Второй эффект чтения от этих аргументов, менее заметный, но, безусловно, более важный, способствует некоторого рода соединению с Божественным. Сосредоточиваясь на чтении, мы естественным образом задумываемся о некоторых атрибутах Бога: Необходимое Существо, Источник всего существующего и возможного, Всемогущий и т.д. Тем самым мы конкретизируем на первый взгляд абстрактные понятия, на которые во время молитвы иногда можем и не обращать внимания. Эти понятия обретают смысл, и в результате более глубокого понимания возникает чувство волнения и единения. Всё происходит так, как если бы эти понятия были окнами, открывающими Божественное, чем, видимо, подтверждается их наличие в молитвах Остада Элахи («О необходимое существо, Создатель всех созданий, Причина всего существующего и возможного…»). Всё происходит так, как если бы размышляя над смыслом этих понятий, можно было бы что-то понять о Создателе. При чтении абстрактных доказательств само движение духа, заданное механизмом доказательства, способствует соединению. Восходя от причины к причине в поиске причины мира, не вызванной никакой другой причиной, дух начинает совершать восходящее движение к Источнику. Постепенно, следуя от причины к причине, его мысль восходит к Истоку всего существующего и возможного, пока в конце своего восхождения не окажется лицом к лицу с Бесконечностью, где произойдёт нечто головокружительное.  

Эти два эффекта, которых мы коснулись, показывают, какое утешение может найти человек, имеющий сердце и разум, в аргументах, одновременно пробуждающих его чувства и успокаивающих разум. Разумеется, они будут бесполезны для того, кто отказывается «изучать вопрос и исследовать собственное сердце». Но для остальных, для тех, кто размышляет и готов открыть глаза души, они могут стать эффективным способом познания Божественного.  

Автор Софи Левассёр

http://www.e-ostadelahi.fr/eoe-fr/preuves-de-l-existence-de-dieu-les-effets/

20.06.2012, 09:05 | 3121 просмотров | 0 комментариев

Тэги: познание духа, философия, духовность

Cтатьи

Трудность и доблесть прощения

Тот, кто прощает тогда, когда имеет возможность отомстить, получит духовные почести. Почему нам так сложно прощать других? Откуда берется сопротивление прощению? Что здесь становится препятствием: природа ущерба или личность обидчика? Всё... подробнее »

23.05.2012, 17:02 | 3007 просмотров | 0 комментариев


О доказательствах существования Бога - III

Паскаль был прав, когда говорил, что доказательств существования Бога недостаточно, чтобы дать веру тому, у кого её нет. Чтобы узнать о существовании Бога, необходимо иметь что-то большее, чем «суждение разума». Что именно? Подсказка дана... подробнее »

11.12.2013, 11:02 | 3994 просмотров | 0 комментариев


Смысл обязанности

Того, кто никогда не сомневался в качестве своей работы, кто никогда не думал о том, что все, что он делает, бесполезно, у кого никогда не было ощущения, что вся его деятельность напрасна, одним словом, того, кто никогда не чувствовал «нуля»... подробнее »

23.05.2012, 17:04 | 2771 просмотров | 0 комментариев