Человек – существо двухмерное

Человек – существо двухмерное
  1. Введение
  2. 1) Совершенствование
  3. 2) Человек - существо двухмерное
  4. 3) Духовность как медицина души и совершенство
  5. 4) Основы этики: воспитание мысли и уважение прав
  6. 5) Духовное понимание и причинная система
  7. 6) Мир, междумирье, последовательные жизни
  8. 7) Место божественного: отношения с источником

Если в духовных традициях прошлого движение совершенствования зачастую описывалось как изменение плоскости, отрыв или отделение (четкое разделение души и тела, духа и материи, вечности и становления, другого мира и этого и т.д.), или как работа по очищению, то именно потому, что человек, по сути, является двухмерным. Остад Элахи делает акцент на том, что человек двойственен: с одной стороны, это животное тело, наделенное психикой и интеллектом, которые позволяют ему эволюционировать в естественной среде, регулируемой физическими и социальными законами, а с другой стороны (но и в то же время), это дух, с которым человек естественно отождествляет себя, поскольку он лежит в основе морального сознания, силы воли и свободы воли, и человек чувствует, что этот дух берет свое начало в источнике, превосходящем весь материальный порядок. Этот источник (Остад Элахи часто пишет «Источник» или «Божественное») и есть подлинное место назначения человека, горизонт и мотивация всей его деятельности: человек должен вернуться к своему началу, к своему истоку. Но он сможет это сделать  только в том случае, если собственными усилиями приобретёт качество, однородное с этим источником, след которого он носит в самой своей глубине.

Таким образом, человек является двухмерным существом, призвание которого заключается в возвращении к своему источнику через глубокое изучение и совершенствование своего существа, или подлинного Я. Совершенствоваться, значит, прежде всего, найти центр реальной гравитации Я и направить свое существование по оси, определенной его горизонтом и источником. Поэтому естественно представлять совершенствование как способ преодоления собственной природы или, по крайней мере, животной, или земной, части этой природы. По этой же причине земной мир является местом транзитного и мимолетного перехода. Как говорил Аристотель, чтобы стать настоящим человеком, нужно стремиться «жить как бессмертный». Эта максима становится еще более ясной, если признать тот факт, что в каждом человеке есть бессмертная, в буквальном смысле нетленная часть, являющаяся основой нашей идентичности и самосознания, то есть наша «небесная» часть (или «небесная душа»).

На практике двухмерный характер человека проявляется в постоянном напряжении между земной частью, регулируемой принципом удовольствия, и небесной частью, являющейся местом разума и воли, способной преодолевать импульсы и желания животного происхождения ради более совершенного и более активного состояния «Я», иначе говоря, ради большей свободы и большего самоконтроля, которые неразрывно связаны с развитием знания и разума.   

Если тяга к трансцендентному представлена в каждом человеке естественным образом, то осуществление его природы требует активной и добровольной работы. Дело в том, что мы структурно предрасположены к дисбаласнсу: если человек остается пассивным, то земная часть берет верх и заполняет его психику настолько, что подчиняет себе все мысли и поведение, и он пассивно отдается власти своей самой грубой и наименее человечной части. В этом смысле главнейшая задача этики заключается в том, чтобы достичь контроля и власти над импульсивной и повелевающей («повелевающее Я») частью Я, которая будучи предоставленной самой себе, пропитывает нашу личность и полностью овладевает ею.  

Оригинальность мысли Остада Элахи в данном случае заключается в том, как он представляет себе практические последствия двухмерной природы человека, придавая тем самым очень точный смысл «транзитной» функции, закрепленной за земной жизнью. Вытекающая отсюда идея «контроля» совершенно изменилась. Речь ни о том, чтобы разделаться с телом, как происходит на пути аскез, заимствованных у некоторых мистиков прошлого, ни даже об уничтожении страстей или ослаблении активного начала ради достижения всеми силами душевного спокойствия. Речь о том, чтобы из земной части Я сделать наилучшее средство для развития в себе всех черт подлинной человечности. Поэтому земную часть не следует устранять, она должна вступить в отношения плодотворного сотрудничества с небесной частью. В этом заключается весь смысл земной жизни, понимаемой как матка, или среда, для созревания Я.

Другими словами, два измерения человека не только пограничны, но и тесно связаны друг с другом так, что тело и его среда, также как «земная душа», определяющая нашу психику и основные склонности, предстают уже не как препятствия, а скорее как необходимые условия совершенствования. Таким образом, материальная и социальная сторона человеческого существования очень важна: она абсолютно необходима для человеческого развития. Земное существование является не только местом транзита, но и настоящей учебной площадкой, своего рода лабораторией.  

А теперь давайте приоткроем двери этой лаборатории и посмотрим, как именно всё происходит.

Эммануэль Комт

http://www.e-ostadelahi.com

11.12.2013, 11:04 | 3591 просмотров | 0 комментариев

Cтатьи

Доказательства существования Бога

При написании книги «Познание духа» и её первой главы, посвящённой доказательствам существования Бога, Остад Элахи не претендовал на то, чтобы дать веру тому, у кого её нет. На самом деле он прекрасно знал, что неверующим людям эти аргументы... подробнее »

20.06.2012, 09:05 | 2766 просмотров | 0 комментариев

Тэги: познание духа, философия, духовность


Мысль Остада Элахи в 7 пунктах

Мысль Остада Элахи является одновременно и систематической и практической разработкой естественной духовности. Слово «естественная» может пониматься в двух смыслах: в смысле духовности, соответствующей подлинной природе человека, его глубинным... подробнее »

10.12.2013, 17:11 | 2882 просмотров | 0 комментариев


Смысл обязанности

Того, кто никогда не сомневался в качестве своей работы, кто никогда не думал о том, что все, что он делает, бесполезно, у кого никогда не было ощущения, что вся его деятельность напрасна, одним словом, того, кто никогда не чувствовал «нуля»... подробнее »

23.05.2012, 17:04 | 2430 просмотров | 0 комментариев