Воспитание ребенка начинается с собственного воспитания

Воспитание ребенка начинается с собственного воспитания

В деле воспитания ребенка нет ничего проще, чем прятаться за «личность» ребенка или ссылаться на его школьное окружение, чтобы оправдать и простить его за некоторые отклонения в поведении. Какой родитель не восклицал: «Ну и характер!», когда ребенок бесился, и какой не думал: «Это всё школа!», когда сталкивался с его неуместным поведением. Довольно трудно родителю усомниться в себе и признать ответственность за воспитание своего ребенка. Однако многочисленные исследования доказали, что решающее значение в воспитании ребенка имеет родительский пример. И если влияние внешней среды отрицать нельзя, то нельзя отрицать и то, что именно с родителями ребенок учится вести себя, подражая им, усваивая их вкус и манеры.  

В книге «Слова Истины» Остад Элахи дает такой совет: «… Воспитывайте ребенка до того, как он родился… Это значит, что родители сами должны быть воспитаны». Воспитание - это «формирование ума человека, развитие физических и интеллектуальных способностей, а также нравственного сознания», а «быть воспитанным» означает, что вы, прежде чем вдалбливать качества в ребенка, уже развили их в себе. 

Чтобы лучше понять эту мысль, было бы полезно принять во внимание два фактора: с одной стороны необходимо знать, как функционирует психика ребенка, ее способности и ограничения; с другой стороны, как родитель уметь постоянно владеть собой, принимая во внимание то, что ребенок будет вести себя так, как вели себя с ним. Таким образом, «воспитанный» родитель должен быть родителем сознательным и действующим. Сознательным в том смысле, что он должен знать значение всех своих действий, а действующим в том смысле, что он сам старается применять на практике то, что советует своему ребенку.    

Податливая психика

 В отношении любого маленького ребенка Андре Комт-Спонвиль выдвинул идею, что «новорожденный ребенок не имеет морали и не может ее иметь. И у маленького ребенка ее не больше, чем у грудного». Тем не менее, это не означает, что маленький ребенок совсем ничего не понимает и что нужно ждать сознательного возраста, чтобы начать воспитание. Это значит, что с точки зрения психики у него нет способностей, позволяющих ему развивать собственную мораль. Как это понимать?

В книге «Медицина души» Бахрам Элахи описывает развитие психики ребенка, когда говорит о духовном организме (душе). Он разделяет два периода его развития: зависимый период и независимый. Зависимый период описывается так: «От зачатия до сознательного возраста психика ребенка является незрелой. Его взаимодействие со средой происходит пассивно, поскольку его психическая мембрана является проницаемой, но еще не избирательной, и поэтому он еще не может выбирать оказываемые на него влияния. Принципы и идеи, которые представляют ребенку родители и его окружение, беспрепятственно проникают в его психику». Психическая мембрана, которая должна обеспечивать взаимодействие между психикой ребенка и его окружением, не способна ни на какой отбор, поэтому ребенок подвержен любому внешнему влиянию, каким бы оно ни было. Вот почему его психическое развитие очень сильно зависит от среды, в которой он родился и будет расти.

Таким образом, так же как физический эмбрион в матке, психика проходит через эмбриональный период, на протяжении которого она полностью зависит от внешней среды и, особенно, от влияния, оказываемого на нее родителями. Лишь гораздо позже, когда ребенок начнет взрослеть и психическая мембрана станет зрелой, ребенок сможет действовать на основе ее избирательности, принимая или отвергая мысли и идеи.


Заметка дня