Смысл обязанности

Смысл обязанности

Того, кто никогда не сомневался в качестве своей работы, кто никогда не думал о том, что все, что он делает, бесполезно, у кого никогда не было ощущения, что вся его деятельность напрасна, одним словом, того, кто никогда не чувствовал «нуля» в своих делах, не заинтересуют написанные здесь строки. И наоборот, тот, кто как я пережил трудности, возникающие в таком состоянии, сможет оценить то облегчение, которое я чувствую сегодня, уже немного лучше понимая, что и зачем я делаю.
Бесспорно, возраст и опыт сделали меня более эффективной и, стало быть, более уверенной, но в моей профессии – я преподаватель – нет критериев правильной оценки и главное, конечно, не в этом.


Этический вопрос

Я вспоминаю разговор, состоявшийся с моей коллегой приблизительно лет десять назад:

 - А как у тебя с учениками, всё нормально?

– Да, стало получше.

– Получше с каких пор, после чего? 

– После того, как я стала смотреть на это с точки зрения этики. 

 Этика означает для меня то, что я стараюсь смотреть на своих учеников, как на людей одинаково уважаемых. Каждый из них имеет право, которое я реализую, исполняя свою обязанность преподавания. Другими словами, помимо достигнутого прогресса педагогического порядка, я бы стала и святой, делающей всё из чувства долга! Это очень самонадеянно, это правда, но я же сказала, «я стараюсь», и спустя десять лет я могу признать, что выполнение этой практики всё изменило.  Включая и то, что вопреки всем ожиданиям, возросла моя любовь к ученикам и коллегам.

Беспокойство по поводу «этики» не есть что-то новое и оригинальное. Она всегда была неразрывно связана с воспитательным опытом, но никогда не было общего мнения о ее реальном значении, о ее конечной цели, и тем более о том, каким образом ее изучать.  Философия Остада Элахи дала мне несколько ключей в самом начале, чтобы я могла приступить к практике. Ничего сенсационного, никакого неожиданного откровения, лишь постепенное созревание, движение к которому мне, кажется, позволяет лучше понимать и более тонко воспринимать мое предназначение как человека, мои права и обязанности. Этот подход не является ригористическим применением фиксированных правил, и мы не найдем в нем схем, полностью адаптированных ко всем ситуациям и видам деятельности. Каждый сам должен найти своё решение путем размышлений, используя разум и здравый смысл. Зато в нем есть правила и принципы, к которым важно обращаться при совершении своих выборов. Каким же облегчением было для меня узнать то, что 1) такие ориентиры существуют, 2) что они не противоречат моей свободе выбора и 3) что они являются частью системы, которая мне кажется совершенно когерентной. В самом деле, какое испытываешь облегчение от того, что  можно сочетать то, что сегодня я ощущаю как этическую необходимость, с рекомендациями, не противоречащими ни моему разуму, ни моей логике, ни моему недоверчивому по природе уму.  


Заметка дня